Хороша Маша, хоть и не наша!

А впрочем, почти уже наша: шведский штурман Мария Андерсон выступает на ралли «Россия» за российскую команду «Успенский Ралли Техника».
А впрочем, почти уже наша: шведский штурман Мария Андерсон выступает на ралли «Россия» за российскую команду «Успенский Ралли Техника».
Мария, российские болельщики пока с Вами не знакомы. Расскажите о себе и о своей спортивной карьере.
М. Андерсон: Меня зовут Мария Андерсон, мне 29 лет. Я из Швеции. Я выступаю в ралли с 1998 года и с тех пор приняла участие примерно в 300 гонках.
Только в качестве штурмана?
М. Андерсон: Да, я никогда не пилотировала раллийный автомобиль.
Итак, я начала выступать в шведских ралли, а в 2004 году меня пригласил в штурманское кресло пилот из Ирландии George Tracey. В 2005 мы стали выступать с Патриком Флодином и добились неплохих успехов. В 2008 году я стала штурманом норвежца Anders Grondal, мы выступали в зачете WRC. Сейчас так получилось, что у Патрика на ближайшую гонку нет штурмана, и он пригласил меня.
Патрик, а куда делся Йоран?
П.Флодин: У него отпуск. Должен же он хоть иногда отдыхать! (Смеется). Уехал достраивать свой новый дом.
Мария, ралли — это Ваша профессия или хобби?
М. Андерсон: Сейчас нечто среднее. В настоящее время гонок стало поменьше, так что приходится больше работать вне ралли. Но я рассчитываю в ближайшие год-два окончательно перейти в профессионалы.
А кто Вы по профессии?
М. Андерсон: Медсестра у дантиста. Мирная, уютная работа, ничего общего со спортом.
Ну, адреналин присутствует и там, и там…
М. Андерсон: Это верно. Но на ралли люди ведут себя веселее и раскованнее (смеется).
Сложнее ли девушке заниматься автоспортом, чем мужчине? Ведь надо хорошо разбираться в технике, да и физические нагрузки бывают — колеса менять, например…
М. Андерсон: Я не считаю, что есть какая-то разница в том, какого пола штурман. Ну да, я, конечно, меняю колеса, не так уж это тяжело физически. Я не инженер, но если находятся люди, готовые меня чему-то научить в технических вопросах, я с радостью учусь. Так что кое-какие сугубо технические вещи я тоже знаю и умею.
Кто главный в Вашем с Патриком экипаже?
Мария и Патрик, хором:
М. Андерсон: Я, конечно!
П. Флодин: Она, конечно!
М. Андерсон: Пилот на гонке должен расслабляться. Все мелкие проблемы, все несущественные вопросы, которые возникают десятками, вообще не должны его волновать. Все это — задачи штурмана. Пилот не может отвлекаться на детали, он должен получать удовольствие от пилотирования.
А глобальные вопросы — например, продолжать ли гонку в случае серьезных проблем с автомобилем — все равно решаются вместе с командой, с инженерами и руководителем.
Когда экипаж выигрывает гонку, каков процент работы штурмана в этом успехе?
М. Андерсон: Ой. Сложный вопрос. Победа складывается из огромного количества составляющих, и при отсутствии хотя бы одной из них — все, вы уже не на подиуме. Один хороший штурман гонку не выиграет. Но и один хороший пилот — тоже.
А проигрывать гонку именно по Вашей вине Вам когда-нибудь приходилось?
М. Андерсон: Ага. Был такой опыт. Никому не пожелаю, гадкое чувство. Видите ли, пилот может сделать за гонку сто ошибок, и все равно экипаж выиграет. А вот одна ошибка штурмана — все, лучше сразу застрелиться.
Мария, Вам никогда не хотелось бы стать пилотом?
М. Андерсон: Нет. Я хорошо понимаю, что не смогу пилотировать автомобиль так быстро, как это могут топ-пилоты. А я очень люблю побеждать! Так что я лучше буду делать то, что хорошо умею.
Означает ли это то, что Вы уже идеально изучили профессию штурмана?
М. Андерсон: Когда я скажу, что знаю о ралли все, это будет означать, что пора уходить на пенсию. Каждое новое ралли чему-то меня учит. Ведь каждая трасса своеобразна, каждый пилот, с которым я выступаю, уникален, каждая гонка не похожа на предыдущую. Так что я все время учусь.
Не забудьте рассказать после ралли «Россия», чему она Вас научила.
М. Андерсон: Обязательно!
Беседу вела Ирина Кирилловна Боярская
Фото: Александр Лесников