Сергей Милоенко. «Мы в поиске новых идей».
Компания «Успенский Ралли Техника» – технический партнер STI по подготовке раллийных автомобилей SUBARU группы N для России, Казахстана и Беларуси.
О том, как строятся спортивные автомобили, рассказывает технический директор компании Сергей Милоенко.
Как происходит подготовка автомобиля?
Мы заказываем на STI базовую машину для группы N – это специальная версия Subaru Spec C, которая была сделана для омологации в ралли и в свободную продажу она не поступает. Также мы заказываем так называемый STI Conversion kit – комплект для переустановки рулевого управления на левую сторону. И отдельно заказываем все комплектующие для группы N. Одновременно с переустановкой органов управления устанавливается каркас, проваривается кузов, красится и собирается с использованием других комплектующих – не стандартных деталей, а специально омологированных для группы N.
Дальше все делается в рамках Регламента подготовки автомобилей по группе N. Производится замена сайлентблоков подвески, замена внутренностей КПП на кулачковый ряд, установка и настройка блокировок дифференциала. Сцепление меняется на металлокерамическое. Устанавливаются другие амортизаторы.
Двигатель подвергается селективной сборке – стандартный мотор разбирается и тщательно собирается вручную. Дело в том, что стандартный мотор все равно собирается на конвейере, и там позволяются определенные допуски, которые для спортивного мотора не подходят. У нас все комплектующие более тщательно подбираются по размеру и по весу. Устанавливается рестриктор для группы N. После сборки двигатель проходит испытания на моторном стенде. Систему управления двигателя и трансмиссии мы используем МoTEC.
В общей сложности вся переподготовка занимает 2 месяца. Основное время уходит на подготовку кузова и установку каркаса.
Автомобили у вас покупаются готовые или строятся под заказ?
По-разному. Процесс производства идет непрерывно, а спрос пульсирует. Бывают ситуации, когда есть готовая машина, человек ее покупает, а бывает, что спортсмен заказывает машину конкретно под себя.
Сейчас у нас есть один готовый автомобиль, можно прийти, купить и сразу ехать на гонку.
А что можно сделать индивидуального в строгих рамках технических требований к группе N?
Многие заказчики пытаются сэкономить: «это нам не надо, это мы не ставим, это сами прикрутим…»
На сегодняшний день топовая версия стоит 129 тысяч евро. Со всеми российскими налогами, таможнями – поверьте, это не очень дорого.
И как же можно сэкономить?
Например, можно кулачковый ряд не ставить.
А рулевое управление не переносить на левую сторону?
Нет, нельзя. Раллийные автомобили между спецучастками являются участниками дорожного движения. Поскольку в нашей стране движение правостороннее, то автомобили, которые мы производим, должны соответствовать требованиям Безопасности Дорожного Движения в России. Так что руль приходится менять, хотя это немного удорожает процесс, но от этого никуда не деться. А базовых для группы N машин с левым рулем Subaru, к сожалению, не производит.
Да, еще у нас в комплектацию не входят сиденья. Дело в том, что антропометрические данные у каждого человека индивидуальны, и навязывать определенные сиденья я считаю неправильным. Да и цена вопроса разная – есть сиденья по 500 долларов, есть по 5000, всем не угодишь. Чтобы не получилось так, что человек купил готовую машину, выкинул сиденья и поставил другие, я рекомендую каждому гонщику, когда он заказывает автомобиль, указать какие сиденья он хочет поставить – фирму и модель, – либо просто привезти свои.
Компания УРТ недавно стала официальным дистрибьютором амортизаторов TEIN…
Да, на все машины мы ставим амортизаторы TEIN.
Что я могу сказать об этой подвеске? Все инженерные составляющие превосходны. У фирмы большой опыт участия в этапах Чемпионата мира. Там трассы с определенным покрытием, для которых фирма TEIN проводила множество тестов. И когда мы впервые привезли эту подвеску в Россию, в Новороссийск, гонка прошла нормально. А вот дальнейшая эксплуатация этих амортизаторов попала на зиму.
У фирмы TEIN пока нет опыта работы на российских зимних дорогах. И мы не успели за два зимних этапа найти подходящих настроек, которые позволяли бы ехать максимально быстро в условиях наших зимних дорог. Нам просто не хватило зимы, чтобы закончить тестовую работу. Да и зима была короткая… Так что будем продолжать тесты, и летом тоже.
На этой подвеске экипаж команды УРТ Александр Доросинский — Дмитрий Еремеев выступает на Чемпионате мира – и там не возникает никаких претензий ни у наших спортсменов, ни у других: TEIN знает, какие настройки нужны для какой трассы.
Подготовкой раллийных Subaru занимаются также Prodrive и Томми Мякинен…
Мякинен – наш основной конкурент, и на рынке подготовки Subaru группы N занимает сейчас лидирующие позиции. У Мякинена автомобиль стоит не намного дороже, чем у нас – насколько мне известно, около 140 тысяч евро, но без таможни. Автомобиль подготовки Prodrive более дорогой.
Автомобили разной подготовки принципиально отличаются друг от друга?
Да, это просто разные машины. У каждой компании свой подход к решению, свое видение подготовки автомобиля. Поэтому все они получаются разными. Да – они все группы N, из одинаковых комплектующих, но идеи, которые туда вложены – разные. Например, подготовка кузова. Prodrive использует свои каркасы, разработанные самой компанией. Усиление кузова у них тоже свое – места, способ проварки. У Томми Мякинена другие каркасы – такие же, как мы используем, но проваривают они вообще минимально – пытаются облегчить автомобиль, хотя, конечно, при этом несколько страдает надежность да и жесткость кузова, а это — управляемость…
У нас есть производство и спортивная команда. По большому счету, в производственном цикле эти две составляющие не пересекаются: у тех, кто обслуживает автомобиль на ралли, одна задача, у тех, кто строит машины – другая. Но двухсторонняя связь поддерживается постоянно. Если спортсмены сказали, что им что-то при эксплуатации неудобно – мы станем делать по-другому. Например, нас попросили сиденье штурмана опустить пониже, а это оказалось сделать сложно. Пришлось внести изменения при подготовке кузова, чтобы была возможность опустить штурманское сиденье. И таких примеров много.
Конечно, пожелания владельцев техники учитываются и при ее обслуживании. Мы стремимся к тому, чтобы наши клиенты чувствовали себя максимально комфортно, даже если вопрос касается таких мелочей, которые делают жизнь удобнее, а на характеристики автомобиля не особо влияют. А с другой стороны, на этих-то мелочах вся конкуренция держится…
Поэтому нельзя останавливаться, надо все время что-то искать. Во всех инструкциях пишут, что производитель оставляет за собой право изменять характеристики продукции. Почему? Потому что все всегда пытаются сделать свой продукт лучше. Наша компания постоянно в поиске новых идей.
Беседу вела Ирина Кирилловна Боярская.
Уникальное предложение от компании «Успенский Ралли Техника»