Сергей Успенский: о Трофее и молодежи.

Поделиться:

Сергей Успенский: о Трофее и молодежи.

Сергей Вадимович, ралли «Трофей Пено» было не только финальным этапом Кубка России, но и своего рода заключительной гонкой всего сезона. Ваши впечатления?
В данной ситуации это впечатления стороннего наблюдателя. Меня можно назвать идеологом этой гонки, но к ее организации я отношения не имел. Ралли «Трофей Пенно-2005» — это финал Кубка и закрытие раллийного сезона, что очень почетно. И, конечно, хотелось бы сохранить соревнование именно в таком ранге, но на следующий год этого не получается.
К сожалению, не все удалось сделать, как задумывалось, и были допущены какие-то ошибки, но у них есть определенное объяснение. Одна из причин – сжатый бюджет ралли. Одна из ошибок — не было организованно нормальное цивилизованное ознакомление в один день. Видно не просчитали, как следует.

Так хорошая это идея – ознакомление под конвоем – или нет?
Это риторический вопрос. Я считаю, что ничего в этом плохого нет. Это вполне допустимо. Для организатора это однозначно все упрощает, для безопасности – сто процентов очень хорошо, и, наверное, для сохранения дорог тоже.

В последнее время все чаще всплывает вопрос о резине, на которой гонщики проходят ознакомление…
Я не очень согласен с тем, как записано в правилах касательно резины на ознакомлении и буду на комитете вопрос этот поднимать. Считаю, что не нужно запрещать ознакомление на спортивной резине. Почему? Даже если организатор сможет контролировать эту ситуацию, гонщики просто купят зимнюю резину, которая по грунтозацепу точно такая же, и приведет к точно такому же разрушению дороги. Но она слабее на пробой и будет чаще пробиваться. В итоге это, прежде всего, удар по спортсменам. Мало того, что им нужно покупать только для ознакомления какую-то ненужную в таких количествах зимнюю резину, так еще и нужно ее будет много из-за пробоев. Сегодня все гонщики едут на старой гравийной резине, которая никому не нужна, и которую все равно выбрасывать. В данной ситуации она хоть как-то используется, плюс она крепкая и не пробивается. Мне кажется, вопрос не доработан. И считаю, что должно быть так: в случае форс-мажорных погодных условий организатор может запретить использование спортивной резины, и то это должно в основном касаться только зимы, потому что шипом, конечно, можно все разрыть.

Сергей Вадимович, эту гонку вы смотрели как зритель, как вы себя ощущали в этом качестве, вам как зрителю она понравилась?
В этом качестве ощущал себя просто замечательно — зрителем я давно не был, на прошлом «Трофее» ехал открывающим. Интересно, конечно, посмотреть со стороны кто и как едет, как преодолевают повороты, трамплины. Я выбрал несколько интересных мест и был очень активным зрителем.
В некоторых местах зрители, конечно, стоят небезопасно, но это проблема ралли вообще. Вроде бы стоят они очень далеко, но в ситуации не стандартного какого-то падения, аварии автомобиль может добраться куда угодно. Здесь не угадаешь. Я как спортсмен понимающий, что может вдруг произойти с машиной в неправильной ситуации после трамплина, конечно, в некоторых местах считаю положение зрителей опасным. Вы же никогда не закроете весь лес, все горы. Во всем мире это присутствует, даже на мировых ралли горные дорожки особо никто не перекрывает, потому что их огромное количество. Но стремиться к тому, чтобы закрыть самые опасные места, нужно.

На ралли Пено роль нулевого экипажа выполнял Евгений Новиков. Ему всего 15-лет, что по этому поводу говорит закон? Ведь пилот должен иметь водительские права…
С точки зрения правил дорожного движения человек, не имеющий прав, ездить по дорогам общего пользования не может. Раньше была возможность получения водительского удостоверения с 16 лет, и можно было уже в 16 лет ездить за рулем, если рядом сидел водитель со стажем не менее пяти лет. К сожалению, этот закон где-то потерялся в девяностых годах, во времена перестройки. Но в данной ситуации у нас был пилот, которому не было даже 16-ти. И здесь есть другая трактовка, по моему мнению. Конечно, по дорогам общего пользования человек без прав ездить не может и не должен. Но те участки ралли, которые называются специальными, они могут быть подведены под название закрытых участков. Чем они в конце-концов отличаются от участков, по которым ездят «формулы», «лады революшн», или те же картинги… между деревьев и бордюров. Наверное, надо просто доработать эту трактовку.
Евгений Новиков чемпион России по картингу, призер «Формулы Русь». И то, что руководитель гонки и комиссары пошли на встречу Жене — это достаточно прогрессивное решение. Это важно для развития автомобильного спорта, и я с ними абсолютно согласен. В ралли «Трофей Пено» штурман Владислав Стребков, водитель с правами, ехал всю дорожную часть, там где ездят все остальные водители, а на участках после КВ стартовал пилот, который не имел прав, но эти участки закрыты и находятся под юрисдикцией милиции, то есть туда никто не может ни въехать, ни войти. Мне кажется, что это здорово и надо просто грамотно прописать в правилах.

Ваше мнение учитывалось при принятии данного решения?
Нет, мое мнение здесь и в этой ситуации вообще не легитимно, потому что главный на гонке ее руководитель и комиссары. Я бы мог говорить все что угодно, а решение все равно принимает руководитель гонки и комиссары и отвечать за это тоже им.

Если отстраниться от юридических аспектов, как Вы оцениваете Женин пилотаж?
Это самый интересный вопрос. На первом же спецучастке, где его увидел, я был крайне удивлен исполнением движения автомобиля, который вел Новиков. Крайне приятно удивлен! Но когда узнал времена, которые он показывал… Удивился еще больше. Это действительно очень интересно. Естественно, он мастер спорта и опытный спортсмен в картинге. И, конечно, движение как таковое он понимает и представляет. Но то, что он так быстро наложил это движение на принципиально другую дорогу и на принципиально другую машину — это очень о многом говорит. И могу только сказать, что всем остальным нашим спортсменам на фоне этого стоит задаться вопросом: где искать свою скорость? На дорогах или в тех местах, где некоторые ее ищут. Завтра молодые гонщики, к моей радости и счастью, будут показывать еще лучшие результаты, чем мы сейчас. И надо все делать для того, что бы они могли это делать как можно раньше.

Какой на Ваш взгляд «идеальный» спортивный путь раллиста?
Идеального пути нет. Хорошо если есть возможность привыкать к движению с детства. Не важно на чем, на велосипеде, на мотоцикле, на карте. Почувствовать это движение, понять и уже потом переносить его на любой автомобиль, на любую дорогу. Вот что очень важно. Пути есть разные: тернистые, тяжелые, сложные. Добиться можно много, но на разном уровне. И если нет у человека понимания этого движения, то он все равно достигнет определенного результата, выше которого не прыгнет. А если человек в состоянии оценить это движение, еще с велосипеда, то он этот предел перешагнет легко. Конечно, ощущение движения можно поймать и в достаточно зрелом возрасте. Поэтому, если есть возможность, надо гонять на всем и всегда.

Поделиться: