Архив новостей На главную Карта сайта Поиск по сайту Контактная информация
 
Русская версияEnglish version
Главная страница :: Команда :: Чемпионат России по ралли: мы едем в Беларусь

ПОЛОЖЕНИЕ В ЧЕМПИОНАТЕ РОССИИ ПО РАЛЛИ 2018

Абсолютный зачет 2018 года:

1 УСПЕНСКИЙ Сергей 220
2 РОСТИЛОВ Денис 204
3 ЛОТВИНОВ Илья 148
4 ЩЕРБАКОВ Павел 141
5 КАЗАКОВ Владислав 122
6 ОСИПОВ Александр 118
7 ВОРОНОВ Дмитрий 115
8 ТРАВНИКОВ Станислав 90
9 МАКАРОВ Вадим 88
10 ПОПОВ Сергей 85
ТАГИРОВ Дмитрий
Подробнее>>> Подробнее>>>
Подробнее>>> Подробности>>>

Чемпионат России по ралли: мы едем в Беларусь

Белорусское ралли: новейшая история
статья из журнала "TAXI" (Беларусь)

 

Сегодня ралли - одна из наиболее динамично развивающихся дисциплин в белорусском автоспорте. Более того, белорусские гонки привлекательны для зарубежных участников, и лучшее подтверждение этому - предстоящий «выездной» этап Открытого Чемпионата России по ралли, который пройдет 21 - 23 мая в белорусском Браславе. Журнал TAXI расскажет о том, как начиналась новейшая история белорусского ралли.

Попытки «реанимации»

В советские времена раллийные соревнования в Белорусской ССР проводились постоянно, но в 1990 году все прекратилось - в разваливающемся Союзе стало не до гонок... О ралли в Беларуси не вспоминали много лет, в отличие от наших соседей - прибалтийских стран. Там, в Литве, Латвии и особенно Эстонии это едва ли не национальный вид спорта, который активно развивался и в непростые 90-е.

В общем-то во многом благодаря соседям в 2000 и 2001 годах в республике и были проведены две гонки - этапы международного «Кубка Президентов». Соревнования прошли на высоком уровне, но уровень этот во многом обеспечивался участием литовской судейской бригады и присутствием иностранных спортсменов - белорусских экипажей было мало.

Весной 2003 года прошло еще одно большое ралли - «Беларусь-2003», собравшее на старте всего девять боевых машин - массовость создали двадцать экипажей, выступавших в «любительском» зачете на стандартных автомобилях.

Эта гонка имела большой общественный резонанс, активно освещалась в СМИ, но... Непосредственный организатор ралли Анатолий Шевченко буквально сразу же после гонки заявил, что впредь зарекается лично организовывать автомобильное ралли такого уровня. Почему?

- От начала и до конца весь подготовительный процесс проходил на нервах, - вспоминает Анатолий Алексеевич, - Основной вопрос, который всегда стоит перед организаторами ралли - это обеспечение безопасности. Когда спортсмены выезжают на доп, они должны быть уверены, что навстречу им не двинет из леса трактор, не пойдет через дорогу корова, не бросится наперерез местная бабка с ведрами. Когда вдруг такое случается, приятного, согласитесь, мало.

Действительно, проведение раллийных соревнований имеет свою специфику. В отличие от многих других дисциплин в ралли заезды проводятся не на стационарных трассах (изначально предназначенных для гонок и закрытых для постороннего доступа), а на временно перекрытых участках дорог общего пользования.

С одной стороны, подготовка таких временных трасс к соревнованиям минимальна, но с другой стороны, организаторы должны исключить появление на этих участках посторонних лиц, техники, животных, и обеспечить безопасность зрителей. Чтобы поставить милицейское оцепление, обеспечить присутствие МЧС, медицинской помощи, организаторы должны связаться с соответствующими службами, получить согласие со стороны местной администрации. А если гонка проходит по территории сразу нескольких районов? Умножьте работу организаторов надвое!

Итак, что мы имеем? Затраченное время, силы, нервы, большие финансовые вложения (не забывайте, что ралли - это очень затратная дисциплина!). И все это ради того, чтобы на старт вышло десять экипажей? Неудивительно, что после ралли «Беларусь-2003» наступил длительный перерыв. Для немногочисленных белорусских экипажей, желавших участвовать в гонках, выход все-таки нашли: спортсмены ездили в соседнюю Литву и гонялись там, получая очки в зачет «выездного» белорусского чемпионата. Но такое решение можно было назвать лишь полумерой, ведь на территории Беларуси раллийные соревнования не проходили - за исключением любительских ралли третьей категории...

Начать с простейшего

Толчком к возрождению ралли послужила смежная дисциплина - ралли-спринт. Это совершенно другой формат: всего один или два спецучастка (СУ), маршрут меньшей протяженности, скоротечность (гонка длится всего несколько часов), упрощенные правила проведения соревнований. Первая гонка прошла в декабре 2004 года под Минском и собрала двенадцать участников. Может быть, не так уж и много, но начало было положено.

- Мы специально смягчили технические требования и допустили к участию трековые и кроссовые автомобили - чтобы смогли поехать спортсмены из других дисциплин. В отличие от российского ралли-спринта, где в машине едет только пилот, у нас в ралли-спринте участвовали экипажи. Ведь конечной целью при проведении этого соревнования были не гонки на время, а скатывание экипажа, пилота и штурмана, для их дальнейшего участия в раллийных соревнованиях, - отмечает Сергей Овчинников, один из инициаторов первого ралли-спринта.

Впоследствии новые экипажи действительно появились: одни пришли из кросса и трека, другие вообще начинали с нуля: люди приобретали подготовленный автомобиль, покупали амуницию, получали спортивную лицензию и участвовали в соревнованиях. Среди таких новичков - Игорь Маслов, Андрей Голобородько, Юрий Грищенков, Дмитрий Якимахо, Наталья Сироткина, Сергей Шамарин... Эти примеры доказывают: для людей с желанием и возможностями это реальный способ попробовать себя в автоспорте. Любой при наличии средств может прийти в эту дисциплину, либо самостоятельно, либо заручившись поддержкой одного из существующих автоклубов.

В начале 2005 года удалось провести несколько зимних соревнований, которые проходили по местам былой «боевой славы» - на спецучастках, известных любому белорусскому ветерану от автоспорта: Вишневка, Паликшты, Волковщина...

Первый сезон

Идея о проведении большого ралли возникла летом 2005 года. Конечным результатом стали «Лесные озера» - первый этап Чемпионата Беларуси по ралли, который прошел в середине декабря в Ушачском и Полоцком районах Витебской области. Но прежде чем Ушачи приняли первую чемпионатную гонку, некоторые из найденных трасс получили обкатку в боевом режиме: в июле и октябре были проведены пробные соревнования, которые смело можно назвать тренировочными - и для участников, и для организаторов. Тестировались трассы, получали накат экипажи, проверялась согласованность судей в работе. Лишь после этого можно было начинать работу по подготовке к первому этапу заявленного Чемпионата.

Первый раллийный чемпионат Беларуси открывала гонка под названием «Лесные озера». Несмотря на то, что это был чемпионат 2006 года, соревнования проводились 17 - 18 декабря 2005 года. Маршрут соревнований общей протяженностью более пятисот километров проходил по территории Полоцкого и Ушачского районов, за два дня соревнований участникам предстояло преодолеть 21 спецучасток (около 90 «боевых» км). Красивые, чрезвычайно интересные и достаточно опасные допы дались далеко не всем: из 19 стартовавших экипажей до финиша добралось лишь 12, а победителями гонки в абсолютном зачете стали братья Вячеслав и Олег Вабищевичи, выступающие на 1,6-литровой «восьмерке» в самом скромном классе Б10!

Второй и третий этапы чемпионата проходили на территории Минской области: зимой в окрестностях Заславля, летом под Воложином. А заключительный четвертый этап вновь принимали Ушачи. В ходе той сложнейшей гонки, изобиловавшей техническими проблемами и неожиданными сходами, и определились первые чемпионы страны по авторалли. В абсолютном зачете и классе Б10 победителями чемпионата стали Вячеслав и Олег Вабищевичи, в классе Б11 - Анатолий Шимаковский и Игорь Макарчук, в классе Б12 - Андрей Голобородько и Владимир Булойчик.

В перерывах между этапами раллийного чемпионата проходили этапы Кубка страны по ралли-спринту. Примечательно что первый этап под названием «Браславские озера» был проведен в окрестностях Браслава - впервые местные дорожки использовались в качестве скоростных спецучастков. Сложная техничная трасса получила высокую оценку со стороны участников - немудрено, что впоследствии это место было выбрано и для проведения большого рождественского ралли «Браслав-2006», которое стало украшением раллийного сезона 2006 года.

К международному ралли

Начиная с первого этапа первого раллийного чемпионата 2006 года, белорусское ралли проходило при участии зарубежных участников - гостей из России и Литвы; позднее к ним присоединились гонщики из Латвии и Украины. Своего рода парадокс, но абсолютным чемпионом в 2008 году стал литовский экипаж Томаса Савицкаса / Витаутаса Драпанаускаса! Примечательно, что в сезоне 2009 года отдельные гонки собирали на старте больше зарубежных экипажей, нежели белорусских, причем часть иностранных участников выступает под белорусскими лицензиями и на равных с местными спортсменами борется за призовые места в зачете белорусского чемпионата.

Что ж, все справедливо: белорусскому автоспорту не выжить и не развиться без зарубежных участников. Они создают массовость и зрелищность, создавая конкуренцию местным гонщикам, стимулируют их к росту мастерства и технического уровня, да и сами организаторы стремятся к тому, чтобы каждое последующее соревнование проводилось на все более высоком уровне и привлекало иностранных гостей.

Поэтому следующий шаг - проведение международного соревнования. Гонка под названием «Славянский Кубок» заявлена в календарь ФИА как международное ралли - оно пройдет в Браславе 21 - 23 мая и будет проходить также в статусе этапа Открытого Чемпионата России по ралли. Планка поднята высоко, но ее покорение открывает путь к другим вершинам и в конечном счете способствует качественному развитию не только раллийной дисциплины в частности, но и всего белорусского автоспорта вообще.

Фото: www.baf.by

Чемпионы предыдущих лет (пилоты)

Абсолютный зачет

Класс Б12

Класс Б11

Класс Б10

Чемпионат Беларуси по ралли 2006 года (4 этапа)

Вабищевич Вячеслав

Голобородько Андрей

Шимаковский Анатолий

Вабищевич Вячеслав

Чемпионат Беларуси по ралли 2007 года (3 этапа)

Голобородько Андрей

Голобородько Андрей

Вилмантас Пупиус

Шимаковский Анатолий

Чемпионат Беларуси по ралли 2008 года (4 этапа)

Савицкас Томас

Голобородько Андрей

Савицкас Томас

Шимаковский Анатолий

Чемпионат Беларуси по ралли 2009 года (5 этапов)

Овчинников Сергей

Овчинников Сергей

Семенчук Юрий

Ковалевский Павел

Чемпионы предыдущих лет (штурманы)

Абсолютный зачет

Класс Б12

Класс Б11

Класс Б10

Чемпионат Беларуси по ралли 2006 года

Вабищевич Олег

Булойчик Владимир

Макарчук Игорь

Вабищевич Олег

Чемпионат Беларуси по ралли 2007 года

Булойчик Владимир

Булойчик Владимир

Гедеминас Рачас

Макарчук Игорь

Чемпионат Беларуси по ралли 2008 года

Драпанаускас Витаутас

Булойчик Владимир

Драпанаускас Витаутас

Макарчук Игорь

Чемпионат Беларуси по ралли 2009 года

Краюшкин Сергей

Краюшкин Сергей

Мельниченко Михаил

Русских Иван

Чемпионы предыдущих лет (команды)

2006 год

Зачет не проводился

2007 год

Rally Team (Беларусь)

2008 год

Kelmes ASK (Литва)

2009 год

«РУСЦ» ДОСААФ (Беларусь)