Архив новостей На главную Карта сайта Поиск по сайту Контактная информация
 
Русская версияEnglish version
Главная страница :: Команда :: Ралли «Новая Зеландия». Взгляд из Subaru.

ПОЛОЖЕНИЕ В ЧЕМПИОНАТЕ РОССИИ ПО РАЛЛИ 2018

Абсолютный зачет 2018 года:

1 УСПЕНСКИЙ Сергей 220
2 РОСТИЛОВ Денис 204
3 ЛОТВИНОВ Илья 148
4 ЩЕРБАКОВ Павел 141
5 КАЗАКОВ Владислав 122
6 ОСИПОВ Александр 118
7 ВОРОНОВ Дмитрий 115
8 ТРАВНИКОВ Станислав 90
9 МАКАРОВ Вадим 88
10 ПОПОВ Сергей 85
ТАГИРОВ Дмитрий
Подробнее>>> Подробнее>>>
Подробнее>>> Подробности>>>

Ралли «Новая Зеландия». Взгляд из Subaru.

За ситуацией на ралли «Новая Зеландия» следило огромное количество российских болельщиков. После первого дня гонки гудел весь Рунет: наши – третьи в зачете Production! Даже нетематические форумы были полны все той же темы: удастся ли экипажу Евгения Вертунова и Георгия Трошкина совершить чудо и сохранить призовую позицию?

Надежды на чудо рухнули во второй день, когда российский экипаж пробил колесо. После этого вылет с трассы уже не показался таким фатальным.

И, тем не менее, болельщикам эта гонка запомнится, как та, «где Женёк с Гошей объехали МакРэя».

А какой она запомнилась самим спортсменам? Ведь даже подробные обзоры ралли не дают полной картины того, что происходило у одного конкретного экипажа. Поэтому мы попросили Женю и Гошу рассказать все с самого начала и подробно.

Г.Трошкин: Все началось с того, что у нас был очень напряженный график на маршруте Гуково-Окленд, но мы успели, не опоздали. Это было главное в начале экспедиции. Сразу после прилета у нас были тесты. Мы туда приехали где-то к обеду, погоняли – правда, было мокро и очень много народу на два коротеньких участка, мы долго каждый раз стояли в очереди, но несколько раз прокатиться удалось.

Е.Вертунов: Очень интересная страна, нигде такого нет! Чувствуется, что это именно остров – на материке такого не увидишь. У дороги растут елки, тут же рядом пальмы, рядом еще какие-то папоротники, из камней какие-то непонятные штуки… «Властелина колец», говорят там снимали – вот как раз для такого фильма пейзаж!

Прилетели мы в 6 утра – в Москве было 10 вечера. Так что вместо того, чтобы ложиться спать, мы поехали на тесты, не выспались, да еще и дождь шел, погода такая хмурая – в общем, у нас ничего не получалось. А на ознакомлении уже освоились, и все пошло нормально.

Г.Трошкин: Никаких сверхзадач на эти тесты не ставилось, мы просто убедились, что с машиной все в порядке, и получили некоторое минимальное представление, по какому покрытию и по какой местности предстоит мчать.

И какова же оказалась трасса?

Г.Трошкин: Трасса там крайне специфическая: в сечении она практически полукруглая. То есть, центр дороги высокий, горбом, а к обочинам снижается. Большинство поворотов получается очень сильно профилированными. Это вносит своеобразную специфику и в стенограмму и в пилотирование. Необходимо всегда стараться машину вести внутри поворота, и это позволяет ехать намного быстрее, чем по любой обычной дороге той же конфигурации. Но при этом любая ошибка чревата гораздо более серьезными последствиями: если ты не попал внутрь поворота, то вероятность, что ты останешься на дороге, очень небольшая. Зато если ты все делаешь правильно, ехать можно очень быстро. Опыт такой езды просто бесценен – у нас такого опыта не было, мы приобретали его по ходу дела. Имея этот опыт, можно было бы ехать еще быстрее.

По ходу первой секции мы поняли, что неправильно записали стенограмму. К счастью, там не было грубых ошибок, просто стенограмма была записана медленнее, чем надо. Можно было ехать повороты на передачу выше – оказалось, что это реально именно благодаря специфике профилированных поворотов.

Е.Вертунов: Это действительно была не ошибка записи, а просто отсутствие опыта езды по такой полукруглой дороге. После двух спецучастков я понял, что все записано одинаково неверно, и когда мне Гоша читал, я автоматически перестраивался на передачу выше. И тут же времена улучшились! Сначала мы были восьмые-седьмые, потом, когда стенограмму поправили, сразу стали пятыми, а на втором прохождении 45-километрового допа получилось так, что и мы его хорошо проехали – мы первому времени проиграли 10 секунд – и в то же время двое лидеров пробили колеса. И мы стали третьими. Ну, понятно, что это не наш темп езды – третьими в Production – пока не наш! – но мы ехали надежно и не медленно. Вот если бы еще у нас сразу стенограмма была нормальная, мы бы и первые два допа проехали хорошо – тогда можно было бы и за второе место побороться.

Г.Трошкин: Продолжение, к сожалению, сложилось не столь удачно….

Е.Вертунов: Второй день действительно не задался. Зато была вот какая ситуация. На Чемпионате мира заводские команды во второй день стартуют в обратном порядке – то есть, экипаж, выигравший в первый день, стартует после всех остальных экипажей WRC. И так получилось, что весь второй день ехал Лоэб, Гронхольм, еще две машины – и сразу мы!

Вообще, на Чемпионате мира нельзя ехать, как в российском Чемпионате. У нас проще: если ты в первый день выигрываешь 20-30 секунд, то во второй день можешь позволить себе ехать не в полную силу. Можешь даже проигрывать секунду-две-пять с допа, но при этом будешь контролировать ситуацию и на финише останешься на своем месте. А на Чемпионате мира нельзя во второй день расслабляться. Нужно каждый день ехать максимально быстро. И чтобы удержаться на третьем месте и побороться за второе, нам нужно было продолжать ехать в том же режиме.

На первом допе мы выиграли 7 секунд, на втором чуть ошиблись и проиграли 2 секунды. И на третьем я решил немножко добавить, поехать побыстрее. Стенограмма была по-прежнему неправильная, и в какой-то момент я неверно зашел в поворот, машину вынесло сильно наружу, и поймать ее было уже нельзя. И мы очень сильно ударились правой стороной о земляной холм. От удара разбортировалось переднее колесо, мы приняли решение ехать до финиша допа, и потеряли около 3 минут.

После удара у нас началась проблема с управляемостью – он был действительно очень сильным. И у автомобиля образовалась избыточная поворачиваемость – заднюю часть  все время разворачивало. Буквально через километр после старта 35-километрового СУ мы пробили заднее колесо. Причем покрытие дороги было ровным, не было там острых камней, но, видимо из-за того, что машина все время скользила боком, свой камень мы все-таки нашли. Мы поехали дальше – ничего, не в первый раз, и ехать без заднего колеса можно достаточно быстро, просто в левых поворотах приходилось быть чуть аккуратнее.

Г.Трошкин: Проехали мы таким образом около 15 километров, и вот там было такое место достаточно быстрое: на пятой передаче левый поворот на правый. В левый мы попали, а когда попытались въехать в правый, машину очень резко сдернуло с траектории, практически мгновенно развернуло задом наперед, и дальше мы уже просто ждали, чем все это кончится. Проанализировав потом эту ситуацию, мы пришли к выводу, что виной подобного поведения автомобиля был тот же самый специфический профиль дороги. В том месте он был кране ярко выражен. Когда на нормальной дороге автомобиль в повороте, у него основная нагрузка приходится на наружное колесо. А здесь получилось, что больше загружено внутреннее колесо, которое несет большую часть сцепных свойств. У нас заднего внутреннего колеса не было, а наружное оказалось снаружи перегиба, и цеплялось не всей поверхностью, а только ребром. Задней оси оказалось нечем цепляться за дорогу, и очень быстро – мы даже отреагировать не успели – нас развернуло.

Е.Вертунов: А там дорога такая – гора, потом трасса шириной в автомобиль, а потом обрыв. И мы очень удачно скользили прямо по этой трассе. Потом нас начало сносить, а там забор был – столбики и толстая проволока между ними. Мы уже падали туда в обрыв, столбики сбили, а проволока натянулась, и мы на ней повисли.

Г.Трошкин: Никаких особых повреждений, кроме того, что бампер отвалился, у автомобиля не было, но получилось, что он правым бортом лежал на дороге. И мы там тривиально застряли и не смогли выехать. Когда мы поменяли заднее колесо, когда прошел канал и приехала метла, нас два раза дернули веревкой, и мы поехали на сервис своим ходом. Из-за произошедшего мы пропустили 2 спецучастка, получили 10 минут пенализации по Супер-ралли, и дальше о каком-то более-менее приличном результате можно было забыть.

Е.Вертунов: Ну а на третий день оставалось 100 скоростных километров, мы их более-менее ровно проехали. Только на 3 допе разболталась кулиса, и я не мог попасть в передачу. Въезжаю в поворот, включаю передачу – а вместо третьей – пятая, вместо второй – четвертая, вместо четвертой – нейтральная… Полдопа промучились, потом был сервис, ребята все поправили, и последнюю секцию мы проехали чисто. Мы ехали не «на доезд», так же быстро старались мчать. Часто бывает, что в третий день многие едут не спеша, а здесь получилось так, что у лидеров решалась позиция, и до последнего допа все ехали в полную силу. Поэтому было очень интересно и познавательно сравнивать результаты. И в третий день мы даже кого-то умудрились объехать.

Гонка очень интересная, мне очень понравилась, хотя поначалу, когда мы ее прописывали и ехали на старт СУ-1, я думал: вот проедем эту гонку и больше ни за что не поедем в Новую Зеландию. А после первых двух спецучастков думаю: ух ты, здорово! Я бы с удовольствием проехал ее еще раз, тем более теперь, имея опыт езды по такой дороге. В первый день, когда мы были третьими, многие подходили и говорили, что в Новой Зеландии нереально в первый раз на таком месте доехать до финиша – очень уж дорога специфическая. Ну… так и получилось. Надеюсь, в следующем году будет все получше, если мы поедем.

Я сам виноват в первом нашем вылете, когда мы пробили переднее колесо – это целиком моя ошибка, но в то же время без этого же не бывает! Можно было бы в принципе пытаться ехать поспокойнее, но там тяжело сбавлять темп сознательно. В зачете Production едет 22 машины. Если даже убрать тех, кто едет действительно медленно, то группа, которая может бороться за первую тройку – все равно порядка 10 экипажей. Если ты в какой-то момент расслабишься, то остальные 9 тебя объедут. Все соперники серьезные, а главное – что их много.

Г.Трошкин: Для нас достаточно большой неожиданностью или даже открытием было то, что очень много людей, которые по нашим понятиям должны были ехать серьезно быстрее нас, этого не делали. И списать это все на то, что у них всех поголовно были какие-то нереальные технические проблемы, все-таки, наверно, неправильно – были, конечно, но не у всех. Так что для меня наш результат оказался тоже в некотором смысле приятной неожиданностью. Ничего такого сверх-удивительного в нашей езде не было – просто на общем фоне получилось несколько лучше, чем мы в начале предполагали.

Важнее всего – полученный опыт. Глобально никаких сверхзадач на этот сезон не ставилось и не могло ставиться по большому счету. Несерьезно было бы рассчитывать на результат, начав сезон в Продакшн с середины, да еще и участвуя во всех гонках в первый раз в жизни.

Небольшой фотоотчет

Беседу вела Ирина Кирилловна Боярская